2o6a0622

Финальный аккорд проекта «Симфония Сибири»

Продолжительными аплодисментами завершился в минувшую субботу, 22 октября, гала-концерт проекта «Симфония Сибири».

Открыла концертную программу симфоническая поэма «Yenisey» петербургского скрипача и композитора Михаила Крутика, ставшая первой ласточкой проекта и впервые исполненная в Красноярске в июне этого года на одном из концертов Международного фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Затем Красноярский Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Ланде познакомил слушателей с оригинальными сочинениями шести молодых авторов – победителей проекта «Симфония Сибири», который реализуется в стенах краевой филармонии при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Гала-концерт (а в зале было много студентов красноярских вузов и преподавателей) предваряла лекция Владимира Ланде о проблемах музыки вообще и современной симфонической музыки в частности. Рассуждая об итогах работы трёхдневной творческой лаборатории, в ходе которой были отобраны опусы для данного концерта, маэстро сообщил, что изначально планировался некий конкурс; однако, после прочтения всех произведений, эксперты пришли к мысли – не присуждать призовые места, а поощрить всех участников проекта в равной мере.

Фото Никиты Ларионова

В этот вечер публика услышала сочинения разных жанров: симфоническую поэму, концерт для фортепиано с оркестром, симфоническую увертюру, миниатюру, концертную фантазию и даже саундтрек к несуществующему фильму.

«Все сочинения очень интересны и нам, музыкантам, очень близки. Это произведения различных жанров – более или менее традиционные, кинематографические и т.д. Но мне кажется, все они заслуживают того, чтобы быть услышанными. Слишком долго композиторы были отдалены непреодолимой стеной от слушателей, так что мы помогаем им эту стену преодолеть и выйти непосредственно к публике. Это была замечательная тренировка для оркестра, потому что у каждого композитора свой индивидуальный звуковой и ритмический язык. Одно дело, когда оркестр играет знакомое сочинение, и совсем другое – когда он буквально рождает произведение на глазах. Это очень интересный, ответственный и важный процесс для воспитания музыкантов оркестра. Они блестяще справились с задачей!», – уверен Ланде.

«Я считаю, что данный концерт показал всем большую победу этого проекта. Прекрасный оркестр замечательно озвучил очень сложные и очень разные партитуры. Возникло общение молодых композиторов и музыкантов – творческая лаборатория, а это очень ценно!» – высказала своё мнение эксперт проекта «Симфония Сибири» – член Союза композиторов России, проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета им А.Я. Вагановой Светлана Лаврова.

«Современные композиторы пишут много очень разной музыки. У того же Тимура Шахова, чью симфоническую увертюру «Хмель» по роману Алексея Черкасова мы сегодня слышали, есть и сонаты потрясающие, и цикл пьес. Но где это звучит? Нигде! – говорит преподаватель красноярской музыкальной школы №1 Елена Васильевна Кузьмина. – В основном молодые композиторы пишут музыку, которая перегружена спецэффектами современными: здесь приёмы разные, удары локтями и прочее. Зачастую создаётся ощущение мрачного внутреннего мира, который поражает какой-то удручённостью, угрюмостью. А вот Тимур порадовал тем, что человеческую музыку написал и потрясающе её инструментовал. Открытием для меня была и автор из Томска Екатерина Приходовская – личность многогранная, разносторонняя. Её концертная фантазия «Царь голод» по пьесе Леонида Андреева пианистически очень интересно написана и великолепно исполнена Денисом Приходько».

«По тому, как публика сегодня принимала произведения молодых композиторов, можно сделать вывод, что люди готовы к восприятию хорошей современной музыки. В следующем году мы продолжим этот проект. Мне кажется, если бы такая же программа была сыграна где-нибудь в Москве или Петербурге – это стало бы колоссальным событием для страны. Я бы рекомендовал исполнить её в городах центральной России, и, если у нас будет такая возможность, мы обязательно это сделаем. Кроме того, мне бы очень хотелось записать данную программу и издать отдельным компакт-диском, который будет называться: «Диск №1 проекта «Симфония Сибири»», – заключил маэстро Владимир Ланде.

Для справки: Изначально свои сочинения представили на экспертизу 25 авторов со всей России – молодые композиторы из Новосибирска, Читы, Москвы, Иркутска, Санкт-Петербурга, Красноярска и других городов. На гала-концерте 22 октября исполнены сочинения Михаила Крутика (г. Санкт-Петербург), Тимура Шахова (г. Красноярск), Георгия Фёдорова (г. Санкт-Петербург), Екатерины Приходовской (г. Томск), Елизаветы Акбалькан (г. Дрезден, Германия), Дмитрия Полякова (г. Москва) и Владимира Кошелева (г. Красноярск).

Кроме того, в рамках проекта прошли открытые репетиции, на которых публично разбиралось каждое произведение, и композиторы могли напрямую пообщаться с музыкантами; состоялся круглый стол, посвященный актуальным проблемам современной исполнительской практики и творческим задачам симфонического оркестра.

Ближайшие концерты