alt

Красноярский академический симфонический оркестр

Этот концерт просто обречён на успех! Название программе дало самое исполняемое сочинение XX века — «Болеро» Мориса Равеля. Слушателей ожидает потрясающий по своему эмоциональному воздействию экскурс в историю музыки, связанную с балетом. Прозвучат шедевры симфонического наследия.


Исполнитель:
Красноярский академический симфонический оркестр
Художественный руководитель и дирижер Владимир Ланде
Ведёт программу музыковед Юлия Позднякова

Открывает программу Пётр Ильич Чайковский — реформатор в области балетной музыки, превративший её из подчинённого, «вспомогательного элемента, служащего только сопровождением танца, в начало, одухотворяющее танец». В рейтинге классических композиторов он занимает одно из самых высоких мест. Произведения Чайковского часто звучат в концертных залах, по телевидению и радио всего мира. «Итальянское каприччио» — одно из таких сочинений. Своей оригинальностью и блеском оно обвораживает слушателей и потому неизменно входит в репертуар многих знаменитых симфонических оркестров.

В первом отделении публика услышит также музыку балета Дмитрия Шостаковича «Болт», исключённого в своё время из репертуара по идеологическим соображениям. Это произведение — образец того, как в музыке некоторых балетов, созданных в 20-х – начале 30-х годов прошлого века, отражались формалистические тенденции.

Второе отделение отдано музыке великих французов — Дариюса Мийо и Мориса Равеля. Вначале симфонический оркестр представит одноактный балет Мийо «Сотворение мира» для семнадцати инструментов. Вдохновение пришло к композитору после посещения США в 1919 году, когда в негритянском квартале Гарлема он услышал подлинный новоорлеанский джаз. Партитура балета пронизана джазовыми ритмами.

Эффектным финалом программы станет «Болеро» Равеля, написанное в 1928 году. По некоторым подсчётам этот шедевр в наши дни исполняют в разных точках планеты каждые 15 минут! Он звучит в концертных программах, в балете, в качестве саундтрека к фильмам, в рекламе и т.д. Это сочинение задумано как музыка для балетной постановки и впервые было исполнено в парижской «Гранд-Опера» на вечере российской танцовщицы Иды Рубинштейн. Музыкальные критики отмечают гипнотическое воздействие «Болеро» на публику благодаря много раз повторяющейся ритмической фигуре, на фоне которой две темы также проводятся много раз, «демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты». Хит Равеля очень доходчиво и наглядно демонстрирует возможности разных инструментов симфонического оркестра. В заключительных тактах композитор использует крайне редкий и очень сильный эффект — глиссандо (плавное скольжение от одного звука к другому) тромбонов. Всё резко обрывается на высшей точке кульминации.

В программе:

1 отделение
П. Чайковский. "Итальянское каприччио"
Д. Шостакович. Сюита из балета «Болт»

2 отделение
Д. Мийо «Сотворение мира», одноактный балет для
семнадцати инструментов, op.81
М. Равель «Болеро»

Продолжительность 1 час 45 минут, 2 отделения

Ближайшие мероприятия