alt

Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna

Действует программа "Пушкинская карта"


Концерт проходит при поддержке компании «Норникель», Правительства Красноярского края и Агентства развития Норильска.

Программа концерта объединила глубокие по смыслу произведения русского, немецкого и американского композиторов XIX–XX вв. Музыка написана для струнного состава оркестра — инструментов, звучание которых имеет свойство особенным образом контактировать с душевным миром слушателей. И если П. И. Чайковский в своём сочинении осознанно шёл по пути наследования стилю классицизма, то Рихард Штраус и Сэмюэл Барбер отдали дань позднему романтизму и неоклассицизму.

Серенада для струнного оркестра создана Чайковским осенью 1880 года на пике творческой формы, после создания Четвёртой симфонии, «Евгения Онегина» и «Лебединого озера». В это время композитор с увлечением изучал наследие Моцарта. Чайковский включил в третью часть серенады тему, которая десять лет спустя будет звучать в самой драматичной картине оперы «Пиковая дама» — в спальне умирающей Графини. Финал серенады построен на двух русских народных песнях. Подкупающая свежесть, ясность мысли и тонкость оркестрового письма превратили серенаду для струнного оркестра в одно из самых исполняемых произведений мирового симфонического репертуара.

Непостижимы глубина и философское осмысление темы войны и мира в Метаморфозах для двадцати трёх струнных инструментов Р. Штрауса. Он создал это произведение в возрасте 85 лет под впечатлением от разрушенного во время Второй мировой войны Мюнхена. Траурная исповедальность произведения пронизывает и углубляет осознание ужасов войны. В качестве исходной темы Штраус использует фразу из траурного марша Героической симфонии Бетховена. Изначально сочинение должно было называться «Траур по Мюнхену», но сам автор отверг это название. В «Метаморфозах…» речь идёт не только о гибели, но и о преображении, рождении нового. Музыка написана для двадцати трёх струнных инструментов, каждый из которых, являясь участником ансамблевого исполнения, выполняет роль солирующего.

Пятого ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфонический оркестр NBC под управлением Артуро Тосканини впервые исполнил «самое печальное произведение классической музыки» — так шестьдесят шесть лет спустя слушатели BBC назвали Адажио для струнного оркестра Сэмюэля Барбера, американского композитора. Первоначально эта музыка была написана для Первого струнного квартета (вторая часть). В оркестровом переложении она переродилась в скорбное послание человечеству.

Теодор Курентзис — основатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna, главный дирижёр Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии в Штутгарте. Маэстро является девятикратным лауреатом российской театральной премии «Золотая маска», лауреатом премии KAIROS, командором ордена Феникса и кавалером ордена Дружбы.

musicAeterna — один из самых востребованных российских оркестров, постоянно расширяющий границы своих творческих возможностей в области старинной музыки в исторически информированном исполнении, академической классики и современной музыки.

Оркестр основан дирижёром Теодором Курентзисом в 2004 году в Новосибирске. С 2011 по 2019 год коллектив был частью труппы Пермского театра оперы и балета. С 2019 года musicAeterna — независимый оркестр и хор со спонсорской поддержкой. Его творческой резиденцией стал петербургский Дом радио, где по инициативе Теодора Курентзиса создан междисциплинарный культурный центр, объединяющий творческие и образовательные программы, авторские экспериментальные и исследовательские проекты, охватывающие различные области современного искусства.

Оркестр гастролирует в России и Европе, в 2019–2020 годах состоялись первые гастроли в США и Японии. Участвует в международных фестивалях Ruhrtriennale, Klara Festival в Брюсселе, фестиваль в Экс-ан-Провансе, Дягилев PS в Санкт-Петербурге, Дягилевский фестиваль в Перми. В 2017 году musicAeterna стал первым российским коллективом, который открыл основную программу Зальцбургского фестиваля. Оркестр и хор исполнили оперу «Милосердие Тита» в постановке Питера Селларса и с тех пор стали постоянным участником фестиваля.

Вместе с musicAeterna и другими оркестрами Теодор Курентзис регулярно гастролирует по миру, выступая на таких площадках, как венский Концертхаус, Берлинская, Эльбская, Мюнхенская и Парижская филармонии, концертные залы в Кёльне, Мадриде, The Shed в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио, Альберт-холл в Лондоне, Фестшпильхаус в Баден-Бадене и театр Ла Скала.

У Теодора Курентзиса и musicAeterna подписан эксклюзивный контракт с одним из лейблов «большой тройки» музыкальной индустрии — Sony Classical. Выпущенные ими записи Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Рамо и Стравинского стали лауреатами престижных музыкальных премий.

Генеральный партнёр musicAeterna — банк ВТБ.

Программа концерта:
П. И. Чайковский «Серенада для струнного оркестра» до мажор op. 48
Р. Штраус – «Метаморфозы»
C. Барбер - Adagio for Strings

Ближайшие мероприятия

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!