alt

"От Баха до Пьяццоллы" Александр Новоселов, орган (г.Петрозаводск)

1

В программе «От Баха до Пьяццоллы» соседствуют, казалось бы, полярно противоположные стили и авторы.


Замысел концерта — связь времён. От Баха до наших дней. Готовность органа к сотрудничеству с аргентинским танго. Такие амбициозные задачи успешно решает в рамках программы органист Александр Новосёлов.

Сочинения И. С. Баха выполняют роль вечной и незыблемой музыкальной основы. Масштабы его гения не знают границ. Его творчество –— это концентрация всех музыкальных достижений предшественников и послание Вселенной в будущее.

В финальном хоре из «Страстей по Матфею» И. С. Баха — переложение великого французского органиста и композитора Шарля Мари Видора — орган звучит как симфонический оркестр. Хоральная прелюдия «Приди, язычников спаситель» и Прелюдия и фуга ля минор дополняют первую композицию, и в целом три произведения звучат как триптих с лирическим центром и яркими обрамляющими крайними частями.

Фрагмент из оркестровой сюиты Г. Ф. Генделя «Музыка на воде» — свидетельство не только музыкальной, но и дипломатической изобретательности композитора, служившего при дворе английского короля Георга I. Яркое звучание девяти духовых инструментов, струнных и даже чембало (итальянское название клавесина), водружённых на барку, сопровождавшую путешествие короля по Темзе, и в наше время не перестаёт удивлять, особенно в переложении для масштабно звучащего органа.

Любимое публикой, известное «Адажио» А. Марчелло соткано из слёз и тихой грусти, из покаяния и надежды, бесконечной любви и нежности. Слушатели получат в награду настроение, которое так необходимо каждому, и затем станут свидетелями музыкального путешествия И. С. Баха в Ирландию, которое он никогда не совершал. Сочинения Х. А. Штамма — фантазия «Бах в Ирландии» и рондо в стиле латина — переключат настроение концерта в новую жанровую атмосферу.

Божественный ангел спустился на землю и признался нам в любви, кружась в танце! Это так красиво, что даже больно... Душа разорвана и плачет. «Милонга Ангела» и «Либертанго» А. Пьяццоллы — своего рода психологический этюд, завуалированный в импровизационное чередование аргентинских ритмов и мотивов. Композитор сделал аргентинское танго музыкой для слушания и вывел его на новый уровень. После звучания этих сочинений в переложении для органа наступает внутреннее согласие с замыслом программы концерта «От Баха до Пьяццоллы» и её логичным завершением двумя пьесами современных молодых композиторов — «Песнью морехода» Моше Ариэля Ганелина и «Финалом» Маттиаса Рефельда.

Александр Новосёлов
После окончания магистратуры и аспирантуры Санкт-Петербургской консерватории участвовал в мастер-классах ведущих мастеров органа в Германии и Франции. Стажировался в Летней академии в Харлеме и Алкмаре (Нидерланды), а также в городе Котка (Финляндия), в Университете Нотр-Дам (США, Индиана) по классу органа у профессора Крэга Крамера.

Органист Александр Новосёлов — лауреат I Всероссийского конкурса органистов Soli Dео Gloria и «Гатчина — Санкт-Петербург», награждён специальной премией «Надежда Отечества» на VI Международном конкурсе органистов имени М. Таривердиева. Лауреат Первого Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Орган» в Калининграде. В 2010 году стал лауреатом Международного конкурса органистов имени Георга Муффата в Австрии (город Линц), годом позже завоевал третью премию на Международном конкурсе органистов в Люксембурге.

С 2008 года работает органистом Дворца искусств филиала Карельской государственной филармонии. Выступает с концертами в различных городах России, а также в Германии, Нидерландах, Люксембурге, Финляндии, Эстонии, Швейцарии и США.

Продолжительность: 1 час 20 минут, 1 отделение

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!