alt

Закрытие II Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в Красноярском крае

1

II Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Красноярском крае
Солист - народный артист СССР Юрий Башмет
Солист - Ксения Башмет (фортепиано)
Красноярский академический симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Ланде


Мероприятие проходит при поддержке Министерства культуры Красноярского края, Фонда президентских грантов, Русского концертного агентства

В ПРОГРАММЕ:
1-е отделение
Л. ван Бетховен Увертюра «Кориолан»
Л. ван Бетховен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Солистка — Ксения Башмет (фортепиано)

2-е отделение
Г. Канчели Стикс для альта, хора и симфонического оркестра
Солист — Юрий Башмет

Исполнители:
Солист - народный артист СССР Юрий Башмет
Солист - Ксения Башмет (фортепиано)
Красноярский академический симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Ланде
Сибирский мужской хор основан по инициативе А.В.Усса
Красноярский камерный хор
Хор студентов Сибирского государственного института искусств


О СОЛИСТАХ:
Юрий Башмет

Творчество Юрия Башмета — выдающийся образец музыкальной глубины, виртуозности и художественной смелости. Его музыкальные достижения с годами выглядят всё более значительными. Юрий Башмет превратил скромный альт в блистательный солирующий инструмент.

Современными композиторами специально для Юрия Башмета написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов и других произведений. Он — основатель первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, является художественным руководителем пятнадцати фестивалей в восьми странах мира.

Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты в Карнеги-холле (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан-холле (Лондон), Берлинской филармонии, театре Ла Скала (Милан), Театре на Елисейских полях (Париж), Концертхаусе (Берлин), Геркулесе (Мюнхен), Бостон-симфони-холле (Бостон), Сантори-холле (Токио), Осака-симфони-холле (Осака), Чикаго-симфони-холле (Чикаго), Центре Гульбекян (Лиссабон), Большом зале консерватории в Москве.

Искусство Юрия Башмета постоянно находится в центре внимания мировой музыкальной общественности. Его творчество отмечено многочисленными наградами на родине и за рубежом. Он удостоен почётных званий: заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1986), Государственных премий России (1994, 1996, 2001), премии Аward-1993 — «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»). Ю. Башмет — почётный академик Лондонской академии искусств. В 1995 году награждён одной из самых престижных в мире премий Sonnings Musikfond.

В 1999 году присвоено звание офицера искусств и словесности, а в 2003-м — звание командора ордена Почётного легиона Франции. Юрий Башмет награждён высшим орденом Литовской республики, в 2000 году Президент Италии наградил его орденом Commendatore republica Italiano, а в 2002 году Президент России вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. В 2013 году награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В 2012 году Юрием Башметом был основан Всероссийский юношеский симфонический оркестр, который с большим успехом выступает как в России, так и за рубежом.

С 1978 года Юрий Башмет преподаёт в Московской консерватории, будучи сначала доцентом, а ныне профессором и заведующим кафедрой альта Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Ксения Башмет

Ксения Башмет родилась в 1980 году в Москве. Музыкой начала заниматься с пяти лет в средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу фортепиано у старейшего педагога школы Елены Эфрусси. По окончании школы поступила в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в класс профессора Льва Наумова. Аспирантуру МГК им. П. И. Чайковского Ксения Башмет окончила по специальностям «концертмейстерское мастерство» (класс доцента Ирины Кирилловой) и «камерный ансамбль» (класс профессора Тиграна Алиханова).

В 10-летнем возрасте юная пианистка впервые выступила за рубежом — на детском фестивале в Нью-Йорке. В 1992 году состоялось её дебютное выступление с камерным оркестром на сцене Малого зала Московской консерватории (в рамках международного фестиваля «Музыкальные встречи в России»). Несколько лет спустя Ксения Башмет стала дипломантом фестиваля «Виртуозы 2000 года» в Санкт-Петербурге. В 2002 году получила звание лауреата Первого международного конкурса камерных ансамблей им. С. И. Танеева в Калуге, в 2003-м стала лауреатом второй премии XVIII Международного конкурса камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия), а в 2005-м — обладателем премии Pentagramma d'Oro во Флоренции.

Уже более 10 лет пианистка является постоянным участником престижных российских и зарубежных фестивалей — «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», «Возвращение» и Ars Longa (Москва), «Молодые звёзды ХХI века» (Самара), Chamber Music Connects the World (Кронберг, Германия). Ксения выступает на фестивальных площадках в Туре (Франция), Вербье (Швейцария). Концерты Ксении Башмет также проходили в Японии, Израиле и странах Европы, её принимали такие известные сцены, как Tokyo Opera City Concert Hall в Токио, Musikverein в Вене, Beethovenhalle в Бонне.

Пианистка выступает совместно с камерными ансамблями «Концертино» и «Солисты Москвы», с оркестрами «Новая Россия», Russian Chamber Orchestra (Лондон), филармоническими коллективами Сочи, Тольятти, Самары, Нижнего Новгорода и Воронежа. Среди её ансамблевых партнёров — Юрий Башмет, Гидон Кремер, Александр Князев, Борис Андрианов, Мари Элизабет Хеккер. Ксения Башмет — лауреат молодёжной премии «Триумф» за 2004 год. Пианистка выпустила два сольных диска в компании Quartz, второй из которых (Piano Collection Майкла Наймана) был назван диском недели на английском радио Classic FM.

О КОЛЛЕКТИВЕ:
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1986 году. В своём нынешнем статусе «Солисты Москвы» дебютировали 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории, а через день, 21 мая, — на сцене парижского зала «Плейель».

«Солисты Москвы» — коллектив истинных единомышленников. Безупречное чувство ансамбля музыкантов, не одно десятилетие играющих вместе, сочетается с яркой индивидуальностью каждого артиста (многие из них — известные солисты, лауреаты международных конкурсов). Идеальное взаимопонимание между дирижёром и музыкантами во время совместного музицирования создаёт уникальную ауру и ощущение рождения исполняемой музыки здесь и сейчас, что делает неповторимым каждое выступление коллектива.

В репертуаре «Солистов Москвы» — свыше 350 шедевров отечественной и мировой классики и редко звучащих произведений XVII–XX столетий: от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова. Ансамбль постоянно исполняет сочинения Канчели, Губайдулиной, А. Чайковского и других композиторов — наших современников.

За прошедшие четверть века «Солисты Москвы» сыграли около 2000 концертов. Их искусству рукоплескали более чем в 50 странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, в Австралии и Новой Зеландии. «Солисты Москвы» с успехом выступали на самых известных концертных сценах мира: в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Концертгебау в Амстердаме, Сантори-холле в Токио, Барбикан-холле в Лондоне, «Тиволи» в Копенгагене, зале Берлинской филармонии, Венской филармонии, консерватории «Санта-Чечилия» в Риме, Сиднейском оперном театре, в Большом зале Московской консерватории.

С 2008 года ансамбль ежегодно принимает участие в Зимнем фестивале искусств в Сочи, художественным руководителем которого является Юрий Башмет. «Солисты Москвы» участвуют в Московском международном конкурсе альтистов Юрия Башмета и в его фестивалях в Ярославле, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Минске, на Сейшельских островах. В феврале 2014 г. «Солисты Москвы» стали участниками культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

С коллективом выступали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Марта Аргерих, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Ефим Бронфман, Олег Майзенберг, Максим Венгеров, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Сергей Крылов, Сара Чанг, Кристоф Барати, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Джеймс Голуэй, Линн Харрелл, Марио Брунелло, Рено и Готье Капюсоны, Миша Майский, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Томас Квастхофф, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Джесси Норман, Игорь Бутман, Фридрих Липс и многие другие прославленные солисты.

В 2008 году ансамбль был удостоен премии Grammy в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля» за запись музыки И. Стравинского и С. Прокофьева. Кроме того, «Солисты» трижды номинировались на Grammy: в 1994 году за диск с записью произведений Д. Шостаковича и И. Брамса, в 2006 г. за диск с записью камерных симфоний Д. Шостаковича, Г. Свиридова и М. Вайнберга, а в 2009 г. — за запись произведений японских и китайских композиторов.

В 2009 г. ансамбль провел турне по городам России, играя на инструментах работы мастера Антонио Страдивари из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Подобной чести не был удостоен ни один из российских коллективов. Мировая пресса отмечает ансамбль как один из лучших в этом жанре, называя его «голосом своей страны» (израильская «Давар»).

О ПРОГРАММЕ:
Концерт по традиции начинается увертюрой. «Музыка гнева» — так великий Бетховен называл свою увертюру «Кориолан». В этом произведении безудержная эмоциональность отражает трагический конфликт главного героя с самим собой и со своей судьбой. Музыка явно пересекает границы венской классической школы и близко подходит к романтическому программному симфонизму, который затем найдёт воплощение у композиторов последующего поколения.

Первые шаги в область симфонической музыки пианист-виртуоз Бетховен делает прежде всего в концерте для фортепиано с оркестром. Ещё в боннские годы он впервые попробовал свои силы в этом жанре. Впервые он появился перед венской публикой с «новым концертом для пиано-форте» 29 марта 1795 года. Спустя три дня газета Wiener Zeitung написала о «нескончаемых аплодисментах», которыми была принята музыка.

Фортепианный Концерт до мажор, соч. 15, выглядит самостоятельным и цельным, начиная уже с первой его темы, монолитной и непреклонной. Бетховен трактует первую часть Концерта как идеальный марш. Бетховенская героика — это мощь и блеск Allegro con brio с фанфарами труб, энергией виртуозных пассажей струнных, широкой распевностью второй темы. Солист после короткой каденции выводит на первый план лирические элементы музыки, но и они к концу своей экспозиции захвачены общим героическим порывом.

Вторая часть Концерта звучит не диалогом, но монологом. Это Largo — одно из первых бетховенских «гипнотических погружений», сомнамбулическое равновесие между мечтой и реальностью, между чувством и мыслью, которое позже на языке понятий лишь приблизительно назовут философской лирикой. Оркестр отвечает солисту то короткими репликами деревянных духовых, то волнами динамических нарастаний и спадов.

Финал, Rondo Allegro, возвращает музыку к сиянию дня. Здесь Бетховен отдаёт дань признательности своему великому учителю, подхватывая эстафету Й. Гайдна в обращении к народно-танцевальным истокам. Озорная танцевальная тема насыщена безудержной энергией и чисто гайдновским юмором. Разве что юмор Бетховена звучит прямолинейнее — однако ведь и его эпоха говорит более открытым языком.

В 90-х годах грузинский композитор Гия Канчели пережил тяжёлую утрату: ушли из жизни два его друга, композиторы А. Тертерян и А. Шнитке. Потеря друзей подвигла композитора на создание реквиема, который он назвал «Стикс». Это произведение наделено чертами и кантаты, и инструментального концерта. В качестве солирующего инструмента Канчели выбрал альт. Именно этот инструмент с его богатой тембровой палитрой способен объединить миры живых и мёртвых, разделённые водами Стикса, привести душу к примирению. Разумеется, композитор посвятил произведение музыканту, который мог в полной мере воплотить его замысел — самому знаменитому альтисту современности Юрию Башмету.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: уточняется

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!