alt

Юрий Башмет и Камерный ансамбль "Солисты Москвы".

Норильский Заполярный театр драмы им.В.В.Маяковского, г.Норильск, Ленинский проспект, дом 34
24 маявт19:00

Все билеты проданы

6+

II Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Красноярском крае
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Художественный руководитель, дирижер и солист Юрий Башмет


Мероприятие проходит при поддержке Министерства культуры Красноярского края, Фонда президентских грантов, Русского концертного агентства

В ПРОГРАММЕ:
Э.Лолашвили Адажио «Ностальгия» для альта и струнных (2002)
(1947) Солист – Юрий Башмет
Л.Бетховен - Г.Малер Quartetto serioso фа минор соч 95
А.Шнитке Moz-Art a la Haydn – игра для 2х солистов и дирижера с оркестром
Солисты – Андрей Поскробко и Михаил Ашуров (скрипки)
Ф. Шуберт - Г.Малер «Смерть и Девушка» струнный квартет ре минор В 810 (1897-1828)

О СОЛИСТАХ
Творчество Юрия Башмета — выдающийся образец музыкальной глубины, виртуозности и художественной смелости. Его музыкальные достижения с годами выглядят всё более значительными. Юрий Башмет превратил скромный альт в блистательный солирующий инструмент.

Современными композиторами специально для Юрия Башмета написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов и других произведений. Он — основатель первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, является художественным руководителем пятнадцати фестивалей в восьми странах мира.

Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты в Карнеги-холле (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан-холле (Лондон), Берлинской филармонии, театре Ла Скала (Милан), Театре на Елисейских полях (Париж), Концертхаусе (Берлин), Геркулесе (Мюнхен), Бостон-симфони-холле (Бостон), Сантори-холле (Токио), Осака-симфони-холле (Осака), Чикаго-симфони-холле (Чикаго), Центре Гульбекян (Лиссабон), Большом зале консерватории в Москве.

Искусство Юрия Башмета постоянно находится в центре внимания мировой музыкальной общественности. Его творчество отмечено многочисленными наградами на родине и за рубежом. Он удостоен почётных званий: заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1986), Государственных премий России (1994, 1996, 2001), премии Аward-1993 — «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»). Ю. Башмет — почётный академик Лондонской академии искусств. В 1995 году награждён одной из самых престижных в мире премий Sonnings Musikfond.

В 1999 году присвоено звание офицера искусств и словесности, а в 2003-м — звание командора ордена Почётного легиона Франции. Юрий Башмет награждён высшим орденом Литовской республики, в 2000 году Президент Италии наградил его орденом Commendatore republica Italiano, а в 2002 году Президент России вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. В 2013 году награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В 2012 году Юрием Башметом был основан Всероссийский юношеский симфонический оркестр, который с большим успехом выступает как в России, так и за рубежом.

С 1978 года Юрий Башмет преподаёт в Московской консерватории, будучи сначала доцентом, а ныне профессором и заведующим кафедрой альта Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

О КОЛЛЕКТИВЕ:
Камерный ансамбль «Солисты Москвы» был создан Юрием Башметом в 1986 году. В своём нынешнем статусе «Солисты Москвы» дебютировали 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории, а через день, 21 мая, — на сцене парижского зала «Плейель».

«Солисты Москвы» — коллектив истинных единомышленников. Безупречное чувство ансамбля музыкантов, не одно десятилетие играющих вместе, сочетается с яркой индивидуальностью каждого артиста (многие из них — известные солисты, лауреаты международных конкурсов). Идеальное взаимопонимание между дирижёром и музыкантами во время совместного музицирования создаёт уникальную ауру и ощущение рождения исполняемой музыки здесь и сейчас, что делает неповторимым каждое выступление коллектива.

В репертуаре «Солистов Москвы» — свыше 350 шедевров отечественной и мировой классики и редко звучащих произведений XVII–XX столетий: от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова. Ансамбль постоянно исполняет сочинения Канчели, Губайдулиной, А. Чайковского и других композиторов — наших современников.

За прошедшие четверть века «Солисты Москвы» сыграли около 2000 концертов. Их искусству рукоплескали более чем в 50 странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, в Австралии и Новой Зеландии. «Солисты Москвы» с успехом выступали на самых известных концертных сценах мира: в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Концертгебау в Амстердаме, Сантори-холле в Токио, Барбикан-холле в Лондоне, «Тиволи» в Копенгагене, зале Берлинской филармонии, Венской филармонии, консерватории «Санта-Чечилия» в Риме, Сиднейском оперном театре, в Большом зале Московской консерватории.

С 2008 года ансамбль ежегодно принимает участие в Зимнем фестивале искусств в Сочи, художественным руководителем которого является Юрий Башмет. «Солисты Москвы» участвуют в Московском международном конкурсе альтистов Юрия Башмета и в его фестивалях в Ярославле, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Минске, на Сейшельских островах. В феврале 2014 г. «Солисты Москвы» стали участниками культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

С коллективом выступали Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Марта Аргерих, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Ефим Бронфман, Олег Майзенберг, Максим Венгеров, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Сергей Крылов, Сара Чанг, Кристоф Барати, Шломо Минц, Барбара Хендрикс, Джеймс Голуэй, Линн Харрелл, Марио Брунелло, Рено и Готье Капюсоны, Миша Майский, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Томас Квастхофф, Анна Нетребко, Ольга Бородина, Джесси Норман, Игорь Бутман, Фридрих Липс и многие другие прославленные солисты.

В 2008 году ансамбль был удостоен премии Grammy в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля» за запись музыки И. Стравинского и С. Прокофьева. Кроме того, «Солисты» трижды номинировались на Grammy: в 1994 году за диск с записью произведений Д. Шостаковича и И. Брамса, в 2006 г. за диск с записью камерных симфоний Д. Шостаковича, Г. Свиридова и М. Вайнберга, а в 2009 г. — за запись произведений японских и китайских композиторов.

В 2009 г. ансамбль провел турне по городам России, играя на инструментах работы мастера Антонио Страдивари из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Подобной чести не был удостоен ни один из российских коллективов.

Мировая пресса отмечает ансамбль как один из лучших в этом жанре, называя его «голосом своей страны» (израильская «Давар»).

О ПРОГРАММЕ:
Струнный квартет был предназначен для музицирования в домашних условиях или в аристократическом музыкальном салоне. Густав Малер первым понял, что из всех струнных квартетов первой половины XIX века именно квартеты Бетховена и Шуберта наиболее симфоничны. Сохраняя элитарность жанра квартета, Малер выводит его на сцену большого концертного зала, расширяя исполнительский состав до камерного или даже до симфонического оркестра. В переложении для камерного оркестра слушателям предстоит услышать Одиннадцатый квартет Л. ван Бетховена фа минор, соч. 95 и Четырнадцатый квартет ре минор Ф. Шуберта. Два квартета — Бетховена и Шуберта — определили драматический смысл программы концерта.


Л. ван Бетховен написал Quartetto serioso фа минор во второй половине 1810 года — это было время личного и профессионального кризиса. Из всех квартетов Бетховена Quartetto serioso самый короткий. Для сорокалетнего композитора это означает — самый концентрированный. В Квартете четыре части. Все они — воплощение бетховенского драматизма и импульсивности.

Четырнадцатый квартет ре минор, написанный в 1824 году, стал самым трагическим инструментальным произведением Шуберта. Первый и последний раз Шуберт пишет сонатный цикл без единой мажорной части. Тема вариаций заимствована Шубертом из его песни «Смерть и девушка». Это центральная часть цикла. В песне Смерть выступает утешительницей, измученной отчаянием девушки, освобождая её от всех тягот земной жизни. В квартете Смерть лишена утешительного покрова слов. Хорал на неизменном ритме несёт в себе нечто абсолютно непреодолимое и бесстрастное, но трагическая вершина последней вариации всё же мерцает тихой надеждой.

Сочинения концертной программы объединены глубокой внутренней связью. Отчётливо прослеживается смысловая перекличка «Ностальгии» Э. Лолашвили и Moz-Art a la Haydn А. Шнитке. И если пьеса Лолашвили — открытое, искреннее высказывание солиста с аккомпанирующим и сопереживающим оркестром, то редко исполняемая концептуальная музыка Шнитке выходит на уровень философии поиска истины.

Moz-Art a la Haydn — это не просто концертная пьеса, а пример инструментального театра, частично восходящий к традиции Прощальной симфонии Гайдна. В её последней части оркестранты, следуя указанию автора, один за другим гасили свечи и покидали сцену, пока музыкальная ткань не истаивала до звучания одинокого голоса скрипки.

Шнитке воспроизводит логику этого финала, а вместе с этим использует цитаты из музыки Гайдна и Моцарта, которые оказываются помещены в диссонансный звуковой контекст. В этом образе — столкновение двух эпох. Фрагменты из музыки венских классиков становятся для композитора символом гармонии и ясности стиля.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ:
уточняется

Ближайшие мероприятия

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!