alt

Аб. "Отражения эпох" (2023). "Рокко-барокко". А.Бардин (орган)


Исполнители:
Заслуженный работник культуры Красноярского края Андрей Бардин, орган

В программе:
Г. Пёрселл. Фанфары
А. Вивальди. Аллеманда из Сонаты фа мажор
Д. Скарлатти. Пастораль
Ф. Куперен. Офферторий из «Приходской мессы»

Г. Ф. Гендель. Пассакалья соль минор
Я. П. Свелинк. Фантазия в манере эхо
И. С. Бах. Прелюдия и фуга до минор

О солистах:
Заслуженный работник культуры Красноярского края Андрей Бардин — лауреат всероссийских и международных конкурсов, просветитель и музыкант, создатель образовательных циклов программ для детей и молодёжи, знатоков и любителей органной музыки.

Органист выступал с выдающимися музыкантами современности — народным артистом СССР З. Соткилавой, народными артистами России А. Князевым, В. Ефимовым, Т. Зориной, Т. Ворожцовой, Л. Марзоевой, заслуженными деятелями искусств России Е. Шестаковым, В. Пороцким, М. Бенюмовым, К. Якобсоном, заслуженными артистами России М. Аркадьевым, Б. Вороном, Д. Зарецким и другими. Андрей Бардин имеет большой опыт успешного сотрудничества с Волгоградским, Омским и Красноярским симфоническими оркестрами, с Нижегородским и Красноярским филармоническими русскими оркестрами, концертным русским оркестром «Академия» (Москва), Красноярским камерным оркестром и другими коллективами. Обширный репертуар позволяет исполнителю свободно и разнообразно составлять программы концертов и трогать сердца слушателей звучанием величественного инструмента, в котором насчитывается более двух тысяч труб.

О программе:
Музыкой эпохи барокко называют множество существовавших в течение 150 лет (1600–1750) композиторских стилей западноевропейского региона. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина неправильной формы. Похожие латинские слова barlocco или brillocco также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии.

Применительно к музыке слово «барокко» впервые возникает в 1730-е годы в иронической полемике вокруг опер Жана Филиппа Рамо (в частности, Жан Батист Руссо в стихотворении 1739 года говорит о «барочных аккордах» в опере «Дардан»).

В 1746 году аббат Плюше в очередном томе своего фундаментального трактата «Природный спектакль» первым предлагает понимать барочную музыку как термин, противопоставляя её «музыке поющей» как такую, которая «желает удивить дерзостью звуков». Позже этот термин фигурирует в «Музыкальном словаре» (1768 г.) Жан Жака Руссо. Во всех этих случаях под словом «барокко» подразумевается «странная», «необычная», «причудливая» музыка.

В «Музыкальном словаре» Генриха Коха (1802 г.) слову barock сопутствуют такие качества музыки, как «спутанность», «высокопарность», «варварская готика». Гораздо позже Бенедетто Кроче в «Истории итальянского барокко» (1929 г.) утверждает, что «историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление, это выражение дурного вкуса».

До 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Генри Пёрселл, Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Франсуа Куперен, Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах, но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки.

Откроют концерт торжественные «Фанфары» самого известного композитора английского барокко, органиста Вестминстерского аббатства Генри Пёрселла. Прозвучит музыка двух итальянских композиторов: Антонио Вивальди, оказавшего большое влияние на Иоганна Себастьяна Баха, и Доменико Скарлатти, ещё одного видного современника, сына оперного композитора Алессандро Скарлатти.

Французское барокко будет представлено творчеством Франсуа Куперена, органиста собора Сен-Жерве. Немецкая музыкальная традиция будет представлена музыкой Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, а Нидерландская — творчеством Яна Питерсзона Свелинка, «амстердамского Орфея».

Продолжительность 1 час 20 минут, 1 отделение

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!