ФЕСТИВАЛЬ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО
к 60-летию со дня рождения прославленного артиста
8–23 ОКТЯБРЯ 2022
КРАСНОЯРСК
22 октября. 19.00
Большой зал Красноярской филармонии
Впервые на Фестивале Дмитрия Хворостовского – Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра. Программа – дополнительно.
Биографические справки:
ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ
Дирижер
Народный артист России /1996/
Лауреат Государственных премий России /1993, 1998, 2015/
Герой Труда /2013/
Валерий Гергиев – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский /ныне – Мариинский/ театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996 – его художественным руководителем-директором.
С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не видевшие сцены сочинения. Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999 возрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» /2005/ и «Летучего голландца» /1998, 2008/.
Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 был открыт Концертный зал, в 2013 – вторая сцена театра /Мариинский–2/, с 1 января 2016 у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке /Приморская сцена/, а с 2017 – во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре, – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На DVD выпущены записи сочинений Верди /«Аттила»/, Чайковского /симфонии/, Римского-Корсакова /«Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»/, Р. Штрауса /«Женщина без тени»/, Прокофьева /«Ромео и Джульетта», «Золушка», «Игрок», «Семен Котко»/, Щедрина /«Левша»/.
Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1991 в Баварской государственной опере /«Борис Годунов» Мусоргского/, в 1993 – в Ковент-Гардене /«Евгений Онегин» Чайковского/, в 1994 – в Метрополитен-опере /«Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли/, маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими оперными театрами планеты. Он работает с Международным оркестром мира /которым руководит с 1997, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти/, с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау /Амстердам/, а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра /сегодня он почетный дирижер этого коллектива/, с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. В 2015–22 маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018–22 – оркестр Музыкального фестиваля Вербье.
Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых – «Звезды белых ночей» /c 1993/, Московский Пасхальный фестиваль /c 2002/, Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели /Финляндия/, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. Петра Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском–2, Большом театре России и на закрытии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МАРИИНСКОГО ТЕАТРА
Симфонический оркестр Мариинского театра – один из старейших в России. Его история восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет.
Подлинный расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на долгие годы служения ему Эдуарда Направника /в 1863–67 – помощник дирижера и органист; 1867–69 – второй дирижер, 1869–16 – главный дирижер/. За 53 года работы в театре Направник разучил и поставил 79 оперных спектаклей и, кроме того, дирижировал еще 30 операми, подготовленными другими дирижерами. Заслуги Направника перед русским оперным искусством воистину огромны и неоспоримы.
Великолепный музыкант, композитор и руководитель всей музыкальной части театра, своим непререкаемым авторитетом и примером он сумел вывести оркестр на европейский уровень. Направник дирижировал своими операми, поставленными на сцене столичного театра. Зачастую своими операми в театре дирижировал и Антон Рубинштейн. Первыми четырьмя премьерными спектаклями «Чародейки» в 1887 дирижировал сам автор Петр Чайковский. С оркестром Мариинского театра выступал Густав Малер: в марте 1902 и в ноябре 1907. 5 ноября 1908 состоялся знаменитый спектакль «Валькирия» под управлением Артура Никиша, через два года именитый дирижер вновь появился за дирижерским пультом также в опере Рихарда Вагнера «Тангейзер». В 1912 Сергей Рахманинов шесть раз дирижировал «Пиковой дамой».
Деловой, добросовестный и удивительно скромный Направник, заботясь о полноценно звучащем оркестре, старался привлечь на работу в театр даровитых музыкантов. Он пригласил блестящего музыканта-виртуоза Феликса Блуменфельда, который с 1895 был репетитором оперной труппы, в 1897–1918 – дирижером. В 1908 с триумфальным успехом он дирижировал в Париже оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Он также подготовил и руководил постановками опер «Наль и Дамаянти» Антона Аренского, «Нерон» и «Фераморс» А. Рубинштейна, «Сервилия» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова, «Тристан и Изольда» Вагнера. С 1886 года работал дирижер и композитор балета Мариинского театра Риккардо Дриго.
В 1908 в театр был приглашен молодой дирижер Николай Малько. В течение девяти лет /1910–19/ за дирижерским пультом неоднократно появлялся английский дирижер Альберт Коутс, руководивший постановками опер «Хованщина» Мусоргского, «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, «Летучий голландец» Вагнера и «Электра» Рихарда Штрауса. Именно он первым услышал восторженные похвалы в адрес оркестра от Рихарда Штрауса, приехавшего в 1913 в Петербург на премьеру свой оперы. В 1910 в театр был принят еще один молодой дирижер Даниил Похитонов, посвятивший любимому коллективу всю жизнь. Несколько раз приезжал на гастроли в Петербург прославленный московский дирижер Вячеслав Сук. После революции музыкальное руководство театром принят Эмиль Купер, проработавший в качестве главного дирижера до 1924. Затем эстафету Направника последовательно приняли такие выдающиеся дирижеры советского времени, как Владимир Дранишников, первооткрыватель новых композиторских имен в репертуарной афише театра, Евгений Мравинский, начавший свой великолепный творческий путь в этом оркестре. Затем такие яркие индивидуальности, как Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов – совершенствовали роль оркестра в постановке оперных и балетных спектаклей, скрупулезно добиваясь интонационной точности и разнообразия звучания, совершенствуя и обновляя стиль игры.
В 1978 в Мариинский театр /тогда еще Кировский/ на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, в 1996 возглавивший театр. С приходом маэстро Гергиева репертуар оркестра стремительно расширился. Помимо опер /среди которых в первую очередь стоит назвать тетралогию «Кольцо нибелунга» и все – начиная с «Лоэнгрина» – оперы Вагнера, исполняемые на немецком языке; все оперы Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, большую часть оперного наследия Римского-Корсакова, Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Рихарда Штрауса, Леоша Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти и др./ в репертуар оркестра вошли симфонические произведения и другие жанры филармонической музыки. Оркестром были исполнены все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Малера, Бетховена, Реквиемы Моцарта, Верди и Тищенко, произведения Щедрина, Губайдулиной, Гии Канчели, Каретникова и многих других композиторов. В 2008 оркестр Мариинского театра по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Америки, Азии и Европы вошел в список 20 лучших оркестров мира, опередив два других, представленных в этом рейтинге, российских оркестра.
По материалам сайта mariinsky.ru