alt

Московский Пасхальный фестиваль. Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер В.Гергиев

1


Исполнитель:
Симфонический оркестр Мариинского театра
Главный дирижер - Валерий Гергиев

Этим вечером на красноярской сцене​ в рамках Московского Пасхального фестиваля — ежегодного российского фестиваля классической музыки и колокольного звона, основанного по инициативе дирижёра Валерия Гергиева и мэра Москвы Юрия Лужкова - будет блистать симфонический оркестр Мариинского театра, один из старейших в России. Его история восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. Подлинный расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на долгие годы служения ему Эдуарда Направника (в 1863-1867 – помощник дирижера и органист; 1867-1869 – второй дирижер, 1869-1916 – главный дирижер). За 53 года работы в театре Направник разучил и поставил 79 оперных спектаклей и, кроме того, дирижировал ещё 30-ю операми, подготовленными другими дирижерами.

Симфонический оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий активную концертную деятельность, включенный в список лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии.

История коллектива насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Арий Пазовский, Евгений Мравинский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов.

За всю историю оркестра за его пультом стояли Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Петр Чайковский, Густав Малер, Артур Никиш, Ханс фон Бюлов, Сергей Рахманинов, Виллем Менгельберг, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Эрих Клайбер, Арнольд Шёнберг.

С 1988 года Симфонический оркестр Мариинского театра выступает под руководством Валерия Гергиева. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя оперы Вагнера, в том числе и тетралогию «Кольцо нибелунга», значительную часть

оперного наследия Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов.

Валерий Гергиев – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м – его художественным руководителем – директором (он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами). С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся – или вообще прежде не видевшие сцены – сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке: празднованием 100-летия Дмитрия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Петра Чайковского в 2015-м, 125-летия Сергея Прокофьева в 2016-м, 175-летия Николая Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Родиона Щедрина в 2022-м. Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского- Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

Программа уточняется.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!