Красноярский академический симфонический оркестр. Солист - Борис Андрианов, виолончель
Исполнители:
Красноярский академический симфонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижёр – Владимир Ланде
Солист – Борис Андрианов, виолончель
В программе:
Д. Д. Шостакович. Концерт № 2 для виолончели с оркестром соль мажор
П. И. Чайковский. Симфония №4 фа минор
О солисте:
Борис Андрианов — российский виолончелист, заслуженный артист Российской федерации, преподаватель Московской консерватории. Лауреат международных конкурсов, в том числе престижных. Первый в истории лауреат из России конкурса имени М. Ростроповича в Париже (1997). Основатель и художественный руководитель фестиваля VIVACELLO, Музыкальная экспедиция.
О программе:
Второй виолончельный концерт Дмитрия Дмитриевича Шостаковича называют одним из самых «жутких» произведений: так много в нем картин ужаса современности. Причем ужаса не внешнего, но внутреннего, такого, от которого ползут мурашки по коже. Шостакович написал концерт в 1966 для Мстислава Ростроповича, как и свой Первый концерт. Исследователи полагают, что музыка медленной части была написана под впечатлением от известия о смерти Анны Ахматовой, с которой Шостакович был хорошо знаком.
Все произведение пронизано цитатами и аллюзиями на собственные сочинения и сочинения других композиторов. Шостакович писал Исааку Гликману после окончания сочинения: «Только что я закончил 2-й концерт для виолончели с оркестром. Т.к. в этом произведении нету литературного текста и программы, то затрудняюсь хоть что-либо написать об этом opus’e. По размерам он длинный. В нём три части. 2-я и 3-я части идут без перерыва. Во второй части и в кульминации третьей части имеется тема, очень похожая на одесскую песню „Купите бублики!“ Никак не сумею объяснить, чем это вызвано. Но очень похоже»
Четвертая симфония Петра Ильича Чайковского — один из редких примеров, когда композитор оставил подробную программу. Он подробно зафиксировал ее в письме к своему близкому другу по переписке Надежде Филаретовне фон Мекк: «…Только Вам одной я могу и хочу указать на значение как целого, так и отдельных частей его. Разумеется, я могу это сделать только в общих чертах.
Интродукция есть зерно всей симфонии, безусловно главная мысль... Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны <...>». Заканчивает Чайковский свое описание фразой «Жить всё-таки можно».
Четвертая симфония считается исследователями первой русской драматической симфонией, ее называют музыкальной психологической драмой, автобиографическим произведением, в котором изложена борьба человека со своей судьбой.