Мы готовимся к переходу на обновленный сайт! Познакомиться с новым интерфейсом можно по ссылке: https://new.krasfil.ru
alt

Национальный филармонический оркестр России. Шио Окуи (фортепиано). Дирижер Владимир Спиваков

1


Исполнители:
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижёр — Владимир Спиваков
Шио Окуи, фортепиано

В программе:
Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
Ф. Мендельсон. Симфония № 4 ("Итальянская").

О солистке:
Шио Окуи — молодая японская пианистка, впервые выступила в концерте с оркестром в 8-летнем возрасте. Шио училась в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (в классе Елены Ашкенази), а с 2018 года — в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных (в классе Татьяны Зеликман). В 2023 году она окончила колледж с отличием и в настоящее время учится в Женевской консерватории в Швейцарии (в классе Нельсона Гернера). Лауреат различных престижных конкурсов, в том числе Международного конкурса пианистов имени И. Падеревского (Польша, 2022), стипендии имени А. Скрябина (Москва, 2019), Grand Piano Competition (Москва, 2016) и других.

С 10 лет она выступает с Владимиром Спиваковым в разных странах. В 12 лет выступила с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. А в 15 лет, в октябре 2019 года, она была назначена солисткой концертного турне по Европе, посвящённого 40-летию Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», и дебютировала в престижных концертных залах Европы, в том числе в Berliner Philharmonie, Vienna Musikverein, Smetana Hall и Elbphilharmonie Hamburg.

Шио не только выступает сольно, но и принимает активное участие в концертах фортепианных дуэтов и в концертах с оркестрами. Выступала с различными оркестрами мира, в том числе с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстана под управлением Александра Сладковского, Государственным оркестром России имени Е. Светланова под управлением Владимира Федосеева, NHK — симфоническим оркестром под управлением Кейтаро Халада, Симфоническим оркестром Йомиури Ниппон под управлением Дзюнъити Хироками, Токийским симфоническим оркестром под управлением Казуёси Акияма и ведущими оркестрами Армении, Италии, Казахстана и Великобритании.

О программе:
В программе концерта Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова — первый фортепианный концерт Фредерика Шопена (солистка — Шио Окуи) и четвёртая, «Итальянская» симфония Феликса Мендельсона. Оба произведения написаны в одни и те же годы — 1830-е — композиторами одного поколения.

Мендельсон описал в письме к родным свои первые впечатления от Италии, которую он впервые посетил осенью 1830 года: «Италия явилась предо мною такой ласковой, тихой, радушной, с таким разлитым повсюду мирным довольством и весельем, что этого и описать невозможно... Синие горы остаются позади; солнце жарко светит сквозь листья винограда; дорога бежит между фруктовых садов; деревья словно цепями связаны друг с другом вьющимися растениями, и кажется, что ты дома, что всё это было тебе давно знакомо, а теперь ты это обретаешь вновь. Ей-богу, в душе у меня родилось какое-то умиротворение...».

В четырёх частях своей симфонии Мендельсон передал эти впечатления, воплотив, как пишут исследователи, наиболее полно индивидуальные черты своего стиля. Это свойственное только этому композитору сбалансированное сочетание классического и романтического, ясность и изящество формы, наполненной юношеским восторгом (композитору в 1830 году был 21 год).

На следующий день после того, как Мендельсон написал письмо родным с впечатлениями об Италии, в Варшаве состоялась премьера Первого фортепианного концерта Фредерика Шопена в исполнении автора. Кстати, это выступление стало последним перед отъездом композитора в Вену. Больше он не вернулся на родину.

Три части концерта выстроены по классическому принципу «быстро — медленно — быстро», но полны юношеского обаяния (на момент создания композитору 20 лет!), порывистости, поэтичности. Так, вторую часть композитор описывает следующими словами: «Оно (Adagio) не мощное, а, скорее, напоминает романс, спокойное, меланхолическое и должно производить впечатление ласкового взгляда туда, где думается о тысяче дорогих воспоминаний. Это какое-то мечтание в прекрасное весеннее время, но при месяце». В финале же, написанном в форме рондо, вырисовывается картина народного гуляния, и мы слышим ритмы народных танцев, например краковяка.

Концерт проводится в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации "Всероссийские филармонические сезоны"
1

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!