Хор и оркестр musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис
8 марта, сб 18:00
Большой концертный зал, пр-кт Мира, 2б
Все билеты проданы
Исполнители:
Оркестр и хор musicAeterna
Дирижёр — Теодор Курентзис
В программе:
Густав Малер (1860–1911)
Симфония № 2 «Воскресение» до минор
для сопрано, альта, смешанного хора и оркестра (1888–1894)
О программе:
8 марта 2025 года в большом зале Красноярской филармонии начнется гастрольный тур, которым оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса отметят свой 20-летний юбилей. В программе концертов — исполинская Вторая симфония Густава Малера, композитора, чье творчество находится в фокусе внимания оркестра и дирижера на протяжении всей истории musicAeterna. Сложный замысел, философски-религиозный подтекст, гигантский исполнительский состав с участием хора и двух солисток, невероятная экспрессия и безудержная тематическая и жанровая «словоохотливость» Второй симфонии привели её к большому успеху на премьере в 1895 году. Симфония «Воскресение» стала одной из наиболее исполняемых при жизни Малера, а с усилением интереса к его творчеству во второй половине XX века заняла почетное место в мировом концертном репертуаре.
Симфония, получившая название «Воскресение», начинается с похорон. Ее первую часть композитор написал еще в 1888 году как продолжение Первой симфонии: «Я назвал первую часть «Тризна»… в ней я хороню героя моей ре-мажорной симфонии… В то же время эта часть великий вопрос: почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это — только огромная страшная шутка?». Создание полного пятичастного цикла заняло семь лет. Литературную программу композитор не раз пояснял в письмах и даже опубликовал в аннотации к одному из исполнений симфонии, но затем изъял из публичного обращения. В партитуре сохранилось указание автора, требовавшего отделять титаническую первую часть от всех остальных пятиминутной паузой.
Средние части Второй симфонии Малер мыслил как интерлюдию между ее открытием и грандиозным финалом. Вторая часть — изящный лендлер, воспоминание о светлых днях героя. Третья — картина бессмысленного бурления жизни, основанная на песне Малера «Проповедь Антония Падуанского рыбам», в которой рыбы вместо того, чтобы внять увещеваниям святого, продолжают пожирать друг друга. В четвертой части впервые появляется слово. Песня «Первозданный свет» на текст из сборника Арнима и Брентано «Чудесный рог мальчика» служит остановкой на пути героя, жаждущего избавления от тягот жизни: «О красная розочка! Удел наш — нужда и скорбь, удел наш — тоска-печаль!».
Финал симфонии длится более получаса и состоит из двух больших разделов: оркестровая часть собирает в пестрое полотно все важные темы цикла, звучавшие прежде, и лишь затем вступают хор и два солирующих голоса. Текст для завершающего хора Малер искал мучительно долго, а услышал на похоронах своего кумира, дирижера Ганса фон Бюлова. К восьми строкам хорала поэта XVII века Фридриха Клопштока «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого» композитор добавил собственные строфы: «Верь, мое сердце, о верь: Ничто для тебя не потеряно!…». По зачину хорала симфонию и стали называть «Воскресением».
О дирижёре:
Теодор Курентзис - основатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna.
Родился и вырос в Греции, где началось его музыкальное образование. В 1994 году приехал учиться у легендарного профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Ильи Мусина.
В 2004 году стал главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета и основал оркестр и хор musicAeterna. В 2011—2019 годах был художественным руководителем Театра оперы и балета в Перми, куда вместе с ним переехали музыканты musicAeterna. С 2012 года художественный руководитель Дягилевского фестиваля в Перми. С 2018 по 2024 год Теодор Курентзис был главным дирижером Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии. В 2019 году Теодор Курентзис и musicAeterna переехали в Санкт-Петербург, их творческой резиденцией стал Дом Радио.
В качестве дирижера-постановщика Теодор Курентзис сотрудничает с ведущими режиссерами мира (Роберт Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, Дмитрий Черняков, Теодороc Терзопулос и др.) и крупнейшими оперными театрами Европы и России. Возглавляя Пермскую оперу, Курентзис представил новые сочинения, написанные по его заказу: оперу «Носферату» Дмитрия Курляндского (2014). Скрипичный концерт Сергея Невского (2015), Cantos Алексея Сюмака (2016), хоровую оперу Tristia («Скорбные элегии»)» Филиппа Эрсана (2016).
Вместе с musicAeterna и другими оркестрами Теодор Курентзис регулярно гастролирует по миру, выступая на таких площадках, как Берлинская, Эльбская, Мюнхенская и Парижская филармонии, концертные залы в Кёльне, Мадриде, Венский Концертхаус, The Shed в Нью-Йорке, Suntory Hall в Токио, Royal Albert Hall в Лондоне, Фестшпильхаус Баден-Бадена и театр Ла Скала, Большой зал Московской консерватории, Зал Зарядье и Санкт-Петербургская филармония. Теодор Курентзис — постоянный участник фестивалей в Зальцбурге, Люцерне, Экс-ан-Провансе, Бохуме и Санкт-Петербурге.
Выпущенные musicAeterna и Теодором Курентзисом на лейбле Sony Classical записи Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Рамо и Стравинского были высоко оценены музыкальной критикой и стали лауреатами престижных музыкальных премий: ECHO Klassik, Edison Klassiek, Japanese Record Academy Award, BBC Music Magazine’s Opera Award.
Теодор Курентзис является девятикратным лауреатом российской театральной премии «Золотая Маска», лауреатом премии KAIROS, Командором ордена Феникса и Кавалером ордена Дружбы.
Об оркестре:
Оркестр musicAeterna - один из самых востребованных российских коллективов, постоянно расширяющий границы своих творческих возможностей в области старинной музыки в исторически информированном исполнении, академической классики и современной музыки.
Оркестр основан дирижером Теодором Курентзисом в 2004 году в Новосибирске, с 2011 по 2019 год был частью труппы Пермского театра оперы и балета. В 2019 году творческой резиденцией musicAeterna стал петербургский Дом Радио, где по инициативе Теодора Курентзиса создан междисциплинарный культурный центр.
Вместе с Теодором Курентзисом musicAeterna регулярно гастролирует по России и миру, выступая на самых престижных площадках. В 2017 году musicAeterna стал первым российским коллективом, который открыл основную программу Зальцбургского фестиваля. Также оркестр участвовал в таких фестивалях как RUHRtriennale, Klara Festival в Брюсселе, фестиваль в Экс-ан-Провансе, Дягилев PS в Санкт-Петербурге, Дягилевский фестиваль в Перми.
Выпущенные musicAeterna и Теодором Курентзисом на лейбле Sony Classical записи Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Рамо и Стравинского были высоко оценены музыкальной критикой и стали лауреатами престижных музыкальных премий: ECHO Klassik, Edison Klassiek, Japanese Record Academy Award, BBC Music Magazine’s Opera Award.
Возрастная категория: 6+