Британцы открыли секреты сибирякам

В Красноярской краевой филармонии в рамках Года музыки Великобритании и России с 18 по 29 октября проходит Фестиваль симфонических оркестров Сибири. В его деловой программе приняли участие зарубежные эксперты.

Открывшийся музыкальный форум — это не только концерты с участием ведущих оркестров Сибирского федерального округа, но и круглые столы и панельные дискуссии, обмен опытом художественных руководителей и директоров симфонических оркестров, профессиональных музыкантов, других специалистов в области культуры.

Деловую программу фестиваля открыл 18 октября Гэвин Рид — исполнительный директор Шотландского камерного оркестра. Он рассказал о влиянии симфонических оркестров и концертных выступлений на развитие городской среды и проиллюстрировал своё сообщение примерами из жизни региональных центров Великобритании. С ноября 2017 года Гэвин является председателем Ассоциации британских оркестров, которая более 70 лет поддерживает лучшие музыкальные коллективы Великобритании. «Музыку прекрасных композиторов нужно безупречно исполнять. Иногда довольно сложно сделать её релевантной для определённой аудитории, но для этого существуют различные программы, — например, образовательные», – сказал эксперт. Он также подчеркнул, что главная задача оркестра, музыкантов, солистов, дирижёра — грамотно интерпретировать, донести эту музыку до современной аудитории.

Консультант классической программы Года музыки Великобритании и России 2019, экс-директор по артистическому администрированию и планированию симфонических оркестров Чикаго и Сан-Франциско Ник Винтер поделился с присутствующими практическим опытом планирования и администрирования симфонического оркестра.

Артистический директор образовательного направления национальных детских оркестров Великобритании, представитель Симфонического оркестра Бирмингема Кэтрин Арлидж говорила на форуме об альтернативном музыкальном просвещении и о деятельности музыканта за пределами концертного зала. По её словам, в Британии, чтобы приобщать детей к высокому искусству, — в частности, к музыке, — оркестры ходят в школы. И на школьные концерты, кстати, может прийти кто угодно, а не только ученики. «Мы стараемся делать музыку настолько доступной, насколько это возможно. Главное, подать так, чтобы дети веселились, и им это нравилось», – сказала Кэтрин.

В этот же день прошла панельная дискуссия на тему «Музыкальная критика в XXI веке». Прозвучали разные мнения. Как сказала кандидат искусствоведения, доцент СГИИ имени Дмитрия Хворостовского Мария Чихачёва, погружение в разбор музыкального сочинения можно встретить на страницах музыкантов-профессионалов в социальных сетях. Но, с точки зрения широкого распространения музыкальной критики, ситуация печальна прежде всего в связи с целеполаганием: а нужно ли такое глубокое погружение и раскрытие музыкального шедевра широкой аудитории? «Нынешнее время — это время клипового сознания. Людям важно получить картинку и тяжело вчитываться в серьёзный текст», – заметил Роман Блестов, главный специалист управления культуры г. Красноярска.

В обсуждении темы приняли участие представители красноярских СМИ. «Не являясь узкими специалистами во многих сферах — музыкальными и театральными критиками, мы не всегда можем оценить какую-то содержательную сторону в полной мере. Поэтому стараемся привлекать экспертов с разными мнениями. Читателям интересна полифония, она создаёт многомерное восприятие того или иного культурного явления», – поделилась Александра Таянчина, главный редактор журнала «Собака» (г. Красноярск).

Ник Винтер, занимающийся представлением классической музыки Великобритании в России, выразил своё отношение к обсуждаемой теме. Он считает оптимальным не деление на информационное сообщение и рецензию о концерте, а сочетание в одном материале внешней репортажной стороны события с художественным контекстом. «Важны ощущения солистов, дирижёра к исполняемому репертуару, какие-то интересные моменты, которые помогут не только узкому, а более широкому кругу читателей узнать что-то новое о музыке», – уверен эксперт. Он полагает, что публично писать о каких-то слабых сторонах того или иного коллектива или исполнителя следует очень осторожно, ведь перо сродни оружию.

В день открытия Фестиваля состоялись также дискуссии на темы: «Юридическое сопровождение оркестра», «Опыт работы с детской аудиторией» и др.

Подводя итог деловой программы форума, генеральный директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный признал: «В этот день удалось создать площадку для конструктивного и открытого обмена опытом. Многое из услышанного предстоит осмыслить, сделать выводы и применить на практике».

Фестиваль симфонических оркестров Сибири продолжается. Ближайшее яркое событие в его музыкальной программе — концерт Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии и лауреата XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского Дмитрия Шишкина 25 октября.

Подпишитесь на анонсы афиши и получайте их первыми