Первый симфонический ансамбль без дирижёра

Двадцать первого марта 2022 года на сцене Большого концертного зала Красноярской краевой филармонии выступит музыкальный коллектив, который был создан 100 лет назад в Москве. Первый симфонический ансамбль реализовал на практике идею равноправной творческой инициативы музыкантов без участия дирижёра

В выступлении Персимфанса необычно всё. Коллектив отказался от общепринятой рассадки оркестра, когда все музыканты сидят лицом к зрительному залу. Красноярским зрителям будет непривычно видеть оркестр, сидящий по кругу — эта особенность объясняется необходимостью оркестрантов видеть друг друга, ведь ими не управляет дирижёр.

Равноправие в ансамбле, где играют сто пятьдесят и более музыкантов, достигается с помощью коллегиального обсуждения особенностей исполнения партитуры. Однако репетиции проводятся при участии лидера, который координирует взаимодействие звучащих инструментов.

Утопические идеи Персимфанса не ограничиваются провозглашением свободы от авторитарности дирижёра. Идеологическая платформа ансамбля наполнена глубоким философским смыслом и представляет большой интерес не только для историков музыки, но и для всех, кого волнуют принципы демократической организации социума.

Одним из первых Персимфанс начал организовывать свои выступления в новых пространствах — на заводах, фабриках, в клубах и на открытых площадках. Сегодня Персимфанс — это коллектив, который представлен разным составом ансамблей — от двух до четырёхсот восьмидесяти шести человек. Как и в прошлом веке, ансамбль состоит из участников и солистов ведущих оркестров России. Все они объединены идеей поиска новых подходов в исполнительском искусстве.

Персимфанс продолжает традиции первого состава — выступает не только в симфонических концертах. Проводятся выставки, публичные лекции, театральные спектакли. Различные инициативы Персимфанса были отмечены Гран-при премии С. Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска». Гастрольные выступления коллектива в новейшей истории проходили во Франции, Норвегии и Германии.

Программа концерта строится по географическому принципу. Прозвучат произведения композиторов тех стран, в которых, по примеру Персимфанса, в 20-х годах прошлого столетия были созданы коллективы без дирижёров.

Лейпцигский Гевандхаус в 1920-е несколько сезонов давал концерты симфоническим ансамблем. Из Лейпцига, города Баха, в программу включён Второй бранденбургский концерт.

Варшавский симфонический ансамбль дал повод обратиться к знаковой для XX века партитуре «Плач по жертвам Хиросимы» К. Пендерецкого — это демонстрация универсальных возможностей струнной группы Персимфанса.

«Ромео и Джульетта» П. Чайковского — посвящение Петросимфансу и романтическому оркестру XIX века. Рапсодия Дж. Гершвина прозвучит в честь American Symphony Orchestra, «клона» Персимфанса из Нью-Йорка. Ансамбль базировался и выступал в Карнеги-холле.

Наконец, партитура классика украинской музыки Ю. Мейтуса и основателя первого джаз-бэнда в СССР — эксклюзивная репертуарная находка Персимфанса. Яркая индустриальная пьеса пролежала на полке 80 лет, была вновь открыта и триумфально исполнена в Германии и в России. На Украине, в Харькове и Киеве, в 1920-е работали Вторсимфанс и Укрсимфанс. В симфонической картине изображена стройка плотины ДнепроГЭС.

Подпишитесь на анонсы афиши и получайте их первыми

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!