Хибла Герзмава на Фестивале искусств "Хворостовский"
— Какой проект запомнился вам больше всего?
— Музыка всегда прочно вплетена в общественно-политические и социальные процессы. Череда патриотических проектов, направленных на поддержку и формирование чувства национального единения, для меня стали предметом особой гордости.
Главный концертный зал края принимал такие инициативы, как, например, концерт «Музыка — детям», по итогам которого более полумиллиона рублей было направлено в поддержку проекта «Дети Донбасса». 24 февраля именно в Красноярской филармонии был дан старт благотворительной акции «Героями не рождаются», в рамках которой прошел концерт «Обреченные на бессмертие». Сбор от продажи билетов был направлен в поддержку военнослужащих Красноярского края на передовой. Мы принимали с гастролями артистов из филармоний Луганска и Донецка. Наши артисты выступали в новых российских регионах. Считаю, что подобный обмен вносит важный вклад в создание единого культурного пространства нашей страны.
— В прошлом году по инициативе филармонии записи красноярских артистов стали активно появляться на стриминговых платформах. Какие цели преследуете, развивая это новое направление?
— Размещение онлайн-контента — очередной важный шаг на пути цифровой трансформации культурного продукта для обеспечения его общедоступности. Наша задача — доносить до целевой аудитории все многообразие музыкальной сокровищницы Сибири и делать это максимально удобными для слушателя способами. Актуальные данные показывают, что более 6 часов ежедневно, или почти 40 % от времени бодрствования, современный городской житель проводит в телефоне. Не присутствовать на стриминговых платформах сегодня — значит потерять своего слушателя в новой цифровой реальности завтра. Очевидно, что это также повышает популярность наших филармонических артистов и становится эффективным маркетинговым инструментом.
Только с января 2024 года к прослушиванию стали доступны 90 треков, записанных коллективами филармонии. К июню 2024 года их прослушали более 870 тысяч раз. Благодаря этому наша аудитория вышла далеко за пределы России. С творчеством красноярских артистов познакомились слушатели из Беларуси, США, Казахстана, Германии и других стран. Подобная деятельность позволяет не только выполнять миссию филармонии, но и имеет потенциал монетизации.
— В афише филармонии много исполнителей с мировыми именами. Как удается привлекать в Красноярск звезд мировой величины и при этом сохранять доступность билетов? Зачастую билеты на концерты в Красноярске многократно дешевле столичных цен на классические программы.
— Мы стремимся закрепить такую практику, когда красноярцы и жители края получают регулярный доступ к творчеству исполнителей мирового уровня. Это напрямую связано с качеством культурного досуга живущих и приезжающих сюда людей. А значит, привлечение звезд мировой музыкальной сцены повышает конкурентоспособность региона. Это борьба не только за инвестиции, но и за человеческий капитал. Каждый звездный концерт — это уникальное событие само по себе. Однако сам факт присутствия известных исполнителей в афише мы стремимся сделать нормой. Здесь я бесконечно благодарен творческим партнерам филармонии, которые всегда готовы откликнуться на приглашения и стать частью нашей музыкальной повестки!
Доступная ценовая политика обеспечивается за счет баланса между целевой финансовой поддержкой правительства края и активно используемыми рыночными инструментами. Порой это сочетание так эффективно работает, что зрителю выгоднее прилететь в Красноярск из других городов, включая Москву или Санкт-Петербург, чтобы попасть на концерт Теодора Курентзиса или дуэт Светланы Захаровой и Вадима Репина. А заодно познакомиться с сибирскими природными красотами, историей, удивительной местной гастрономией.
— Как вы оцениваете влияние работы филармонии на социальное самочувствие публики и улучшение качества жизни в регионе?
— Часто при описании Красноярского края мы слышим такие выражения, как «опорный регион» или «системообразующие индустриальные предприятия». Через эту же призму наша команда смотрит и на наше учреждение культуры. Для нас филармония — это региональное системообразующее предприятие в сфере академической музыки прежде всего.
За последние пять лет частота посещения филармонии выросла более чем на четверть. Это примерно 100 тысяч дополнительно проданных билетов.
С учетом того, что численность населения в регионе стабильна, мы можем говорить о том, что прирост обусловлен как повышающимся интересом со стороны публики, так и ростом качества исполняемых программ. Так мы воплощаем миссию филармонии: максимальное качество и доступность академической музыки и танца для самого широкого круга краевой публики.
По материалам ИД "КоммерсантЪ"