Аб. "Музыкальные истории". "Капельмейстер Бах" А.Бардин (орган)


Исполнители:
Заслуженный работник культуры Красноярского края Андрей Бардин, орган
В служебной иерархии начала XVIII века самой высокой должностью для музыканта была должность придворного капельмейстера. Она означала тогда руководство всеми имеющимися при дворе музыкальными силами — певцами и инструменталистами — и предполагала полную ответственность за их работу.
Иоганну Себастьяну Баху было тридцать лет, когда он стал помощником капельмейстера при дворе веймарского герцога Вильгельма Эрнста. Самуил Дрезе, его непосредственный начальник, был уже в преклонном возрасте. Это давало Баху определённые надежды. Однако после смерти Дрезе капельмейстером был назначен сын покойного. Не нужно видеть в этом какое-то неуважение к Баху. Таковы были неписаные традиции придворного регламента. Но Бах почувствовал себя незаслуженно обойдённым и стал почти демонстративно искать новое место работы, за что осенью 1717 года был на месяц посажен под домашний арест, после чего отпущен на волю «с выражением высочайшей немилости» и занял вожделенный пост капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кётенского.
Шесть с половиной лет в Кётене были самыми счастливыми в жизни Баха. Княжество было небольшим, князь страстно любил музыку, хорошо пел, играл на клавесине и на виоле да гамба. Он был почти на десять лет моложе своего нового капельмейстера и полностью отдавал себе отчет в масштабе его дарования. Небольшая придворная капелла (15–18 отличных инструменталистов) была отдана в полное распоряжение Баха.
За эти годы композитор создал основное число своих инструментальных произведений. Первый том «Хорошо темперированного клавира», виолончельные сюиты и сонаты, сонаты и партиты для скрипки соло, «Бранденбургские концерты» и концерты для скрипки с оркестром: уже два столетия история видит в них вершину и завершение инструментальной музыки немецкого барокко.
Баху трудно было расставаться с Кётеном. Но подрастали Вильгельм Фридеман и Филипп Эммануил, и композитору хотелось дать сыновьям университетское образование, даже ценой снижения в ранге музыкальной иерархии. Весной 1723 года семья переехала в Лейпциг, где тридцативосьмилетний Бах подписал соглашение с магистратом на должность «городского директора музыки». Здесь ему предстояло работать до конца жизни.
Программа концерта:
Сочинения И. С. Баха
Продолжительность:
1 час 15 минут, 1 отделение